ДВА ВЗГЛЯДА НА ОДИН СНИМОК 

МНЕ НЕПРИЯТНО ВИДЕТЬ ЛЮДЕЙ, СТОЯЩИХ НА КОЛЕНЯХ…” 

 

Мне неприятно видеть людей, стоящих на коленях. Я не испытываю к ним жалости или неприязни, я просто их не понимаю. Неужели вера в Бога меряется тем, насколько низко ты склонил перед Ним голову?

 Не понятен мне еще такой момент, зачем верить публично, всей толпой. Пришел вечером домой, всех накормил, все переделал, пошел перед сном в комнату, спустился перед образочком - помолился, с Богом поговорил. Нет, этого православным недостаточно. Нужно на почве любви к Богу создать общину, даже не общину - партию. Есть "свои", а есть "чужие" - это ли не гордыня?

 И вот я - "чужая" - вижу на этой фотографии стоят "свои", члены РПЦ на коленях. Они просят о Милости, они Его благодарят...

 Я бы предпочла видеть этих старушек, переживших войну и сорокалетний трудовой опыт, на экскурсиях по Западной Европе, в парках и на дачах. Я хотела бы видеть на их лицах не приниженное благоговение, а удовлетворенность и покой.

 Я хотела бы видеть этого молодого человека смеющимся.

 "Для тех, кто устал от бессмыслицы" - написано на обложке этого замечательного журнала. Ну скажите мне кто-нибудь, почему нужно искать смысл жизни, ползая на коленях, лобызая руки батюшкам и кресты, заполняя свое время атрибутикой и паролями?! Почему каждая религия пытается поставить на колени?

 Мария ЕГОРОВА

  

ВРЕМЯ БЛАГОГОВЕЙНО СКЛОНИТЬ ГОЛОВУ…

 Я думаю, что чувство благоговения не принижает, а возвышает человека. Это чувство благоговения человек испытывает не только перед Богом, но и перед матерью, перед невестой, перед подвигом других людей. Благоговение и благодарность - одни из самых высоких чувств, которые есть в человеческом сердце. Это вовсе не приниженность, а наоборот, очень возвышенное чувство. Поэтому жаль, если человек не понимает, что такое благоговение.

 Господь в Евангелии действительно, заповедовал молиться тайно и тайно совершать дела милосердия. Но когда люди собираются вместе, то и среди них присутствует Господь, который также сказал: “Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них”. Поэтому когда люди собираются в храме для совершения служб - эти собрания не противоречат евангельскому принципу. Ведь это так естественно для человека - поделиться с другими радостью, соединиться с другими в горе, в просьбе о помощи. Человек не просто какой-то индивид, существующий самостоятельно, изолированно от других. Каждый из нас принадлежит всему человеческому роду, и стремление в этом роде соединиться всем воедино, преодолеть, как говорил преподобный Сергий Радонежский “ненавистную рознь мира сего”, это стремление - тоже замечательное, искреннее чувство.

 Конечно, и благоговение может быть ложным, и стремление соединиться может может быть направлено не на то, чтобы быть с Богом, а, чтобы - против кого-то. Наверное какие-то православные люди действительно заслуживают этих упреков, но все-таки, смотря на эту фотографию, хочется верить, что этих людей привело сюда не желание показать свою веру перед другими, а желание в благоговении склонить головы перед святыней, которая была воссоздана на Красной Площади.

 Я думаю, что этот молодой человек, который здесь стоит, наверняка, умеет и смеяться, и радоваться жизни. Но - всему свое время. Есть время смеяться, есть время и благоговейно склонить голову. Так и эти старушки тоже …

 А то, что касается своих и чужих, то, например, праведный Иоанн Кронштадтский (святой, живший в начале века) не раделял прикодивших к нему с просьбой о помощи на “своих” и “чужих”. Помогал всем. Так и любой православный человек, следуя завету Христа, должен стремиться оказывать добро любому ближнему, который к нему обращается. Господь, когода говорит о любви к ближнему, приводит притчу о милосердном самарянине, который помог человеку другой веры, другого народа, с которым у него были такие сложные взаимоотношения. Так что, даже если и есть какие-то люди, которые пытаются создать свою общину для того, чтобы отделитьсчя от всех - это еще не Церковь. Есть в православии и другие (большинство), которые собираются вместе, чтобы войти в общение как бы со всеми людьми. Чтобы вновь обрести то соединение в Боге, которое было присуще человеку до грехопадения.

 Протоиерей Аркадий ШАТОВ

 

 

Сайт управляется системой uCoz